Главная » 2014 » Ноябрь » 15 » Нарушевич А.Г.Итоговое сочинение
22:24
Нарушевич А.Г.Итоговое сочинение

 Transcript

    1. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П.Чехова Ростовского государственного экономического университета («РИНХ»), специалист отдела русского языка издательства «Легион»
    2. В 2014 – 2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:  3 декабря 2014 года  4 февраля 2015 года  6 мая 2015 года
    3. Тематические направления 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?
    4. Привлечение текстов художественных произведений Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
    5. Темы сочинений При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.  На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?  Почему люди пишут стихи?  Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
    6. Формулировка задания Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
    7. Критерии оценивания сочинения Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала ______________________________________ Критерий 3. Композиция Критерий 4. Качество речи Критерий 5. Грамотность
    8. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2014  Требования к итоговому сочинению  Разбор тематических направлений 2014-2015 учебного года  Система творческих заданий  Примеры готовых работ
    9. Выбор темы сочинения  Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной.  Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.  Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
    10. Составьте план сочинения Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов) Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл Внимательно прочитайте тему сочинения
    11. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки Напишите окончательный вариант работы Перечитайте написанное. Внесите нобходимую правку в постороение, а также в речевое оформление текста Напишите черной вариант работы Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения Подберите произведение(-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения Сформулируйте свою точку зрения (тезис) по данному вопросу Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения
    12. План в виде схемы-кластера
    13. Композиционная и логическая структура сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (…) Заключение Вывод. Обобщение по всей теме
    14. Тематическое направление 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Почему «помнит вся Россия» о поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
    15. Примерные темы  Почему мы сегодня читаем стихи М.Ю.Лермонтова?  Как творчество М.Ю.Лермонтова повлияло на моё миропонимание?  Почему в лирике М.Ю.Лермонтова любовь к родине названа «странной»?  Какие нравственные ценности утверждаются в произведениях М.Ю.Лермонтова?
    16. Цель работы: Ответить на вопрос, поставленный в формулировке темы, (с обязательным использованием текста произведения (произведений) М.Ю. Лермонтова)
    17. Перечитываем классику Стихотворения: «Листок», «Парус», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Смерть Поэта», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…», «Благодарность», «Родина», «Ангел». Поэма «Мцыри» Роман «Герой нашего времени»
    18. Варианты вступления и заключения Исполнилось 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова, а мы по-прежнему обращаемся к его поэтическому слову. Оно волнует и заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого бытия, которые когда-то так же, как и нам сегодня, не давали покоя великому поэту. <...> Произведения М.Ю. Лермонтова позволяют нам, людям XXI века, лучше понять окружающий мир и своё место в нём. Каждый читатель, соприкасаясь с творчеством великого поэта, находит отражение своих мыслей и чувств, восхищается красотой художественного слова, над которой не властно время.
    19. Тематическое направление 2. Вопросы, заданные человечеству войной Какие вопросы (проблемы) ставит перед человеком война?
    20. Примерные темы  Каковы нравственные уроки войны?  Можно ли остаться человеком на войне?  В чём заключается подвиг? (Кого можно назвать подлинным героем?)  В чём заключается нравственный выбор человека на войне?  Какие нравственные качества необходимы человеку на войне?  Почему мы сегодня читаем произведения о войне?
    21. Задание. Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Какие вопросы задаёт человечеству война?» Война — это особое состояние бытия, которое заставляет человека задуматься над вечными вопросами… Каждому из нас часто приходилось слышать или читать о людях, совершавших подвиги на войне. Что же такое подвиг и кого можно назвать настоящим героем? На эти вопросы позволяет ответить произведение … Таким образом, писатель подводит нас к мысли о том… Тем, кого мы сегодня называем героями, пришлось столкнуться с проблемой нравственного выбора на войне. Почему одни люди, остаются верны чести и долгу, а другие становятся предателями? Над этим вопросом размышляет (…) в произведении… Как видим, автор приводит нас к следующему выводу… В заключение сочинения я хочу сказать, что главный вопрос, который ставит перед человечеством война, можно сформулировать так: как не допустить новых войн, новых человеческих страданий, как уберечь наш хрупкий мир от вселенской катастрофы, способной уничтожить всё живое на земле? И эту проблему предстоит решать нам — людям XXI века.
    22. Тематическое направление № 3 Человек и природа в отечественной и мировой литературе Как изображаются взаимоотношения человека и природы в литературе?
    23. Примерные темы  Зачем мы читаем стихотворения о природе?  Чему учат нас произведения о природе?  Какова роль пейзажа в литературе?  Человек и природа: единение или  противостояние?  «Не то, что мните вы, природа…» (Ф.И.Тютчев).
    24. Тематическое направление 4. Спор поколений: вместе и врозь Какие семейные ценности необходимы людям? В чём заключаются проблемы во взаимоотношениях разных поколений?
    25. Примерные темы  Возможны ли гармоничные отношения между поколениями?  Как научиться решать спорные вопросы и конфликтные ситуации?  Каковы последствия неразрешенных конфликтов между поколениями?
    26. Художественные произведения  Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»  Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»  Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»  Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза»  Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети»  Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»  Константин Георгиевич Паустовский. Рассказ «Телеграмма»  Валентин Григорьевич Распутин. Повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой»
    27. Вступление и заключение Жизнь человека сложна и противоречива. Сколько трагических ошибок делаем мы, даже не пытаясь понять своих предшественников! В классической литературе трудно найти писателя, в творчестве которого не отражалась бы эта проблема. <…> Разумеется, идеал всегда далёк от реальной действительности. Но мне кажется, что гармоничными можно назвать такие отношения между поколениями, когда старшие открыты для диалога с детьми, а младшие готовы принимать старших такими, какие они есть. .
    28. Используя план, напишите сочинение на тему «Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми?» I. Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми? II. Литература учит нас тому, что гармоничные отношения между родителями и детьми существуют. 1. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 2. Образы Аркадия и Николая Петровича Кирсановых в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». III. Стремление понять и принять друг друга — залог гармоничных отношений между поколениями.
    29. Источник для формулировки направления – рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы» … «И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях. Знал я прежде, что бог дал жизнь людям и хочет, чтобы они жили; теперь понял я ещё и другое… Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нём, потому что бог есть любовь»…
    30. Тематическое направление 5. Чем люди живы Какие ценностные ориентиры являются главными в жизни людей?
    31. Чем люди живы?  Любовью  Совестью  Милосердием  Состраданием  Взаимопониманием  Добротой  Честью  Благородством  Порядочностью  Верой  Бескорыстием  Надеждой  Культурой  Памятью  Семьёй  Мечтой  Милосердием  Достоинством  Открытостью  Честностью  Взаимопомощью  Правдивостью  Патриотизмом  Честность  Душевной щедростью
    32. Примерные темы  Как раскрывается проблема поиска смысла жизни в русской литературе?  Для чего живёт человек?  В чём ценность человеческой жизни?  Как прожить жизнь, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?  Важно ли иметь цель и мечту в жизни?  Что такое счастье (совесть, честь, благородство)?  В чём состоит активная жизненная позиция?  Можно ли научить человека любить?  Что такое «красота души»?  Почему нельзя достигать своей цели любыми средствами?
    33. Вступление и заключение Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими человечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти вопросы. <…> Закончено произведение, но творческий поиск писателя на этом не обрывается. Автор неизменно идёт дальше, отыскивая новые пути, открывая новые законы бытия. Так и человек, взрослея, глубже постигает мир и лучше понимает своё место в нём. Не остановиться, не предать себя — не в этом ли сокровенный смысл человеческой жизни?
    34. Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Что такое любовь?» Любовь — одно из самых загадочных чувств в жизни человека. Любовь может сделать человека счастливым или несчастным. Одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются. Многие поэты и писатели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении… Таким образом, … Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении… Как видим,… Итак, истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, преображая его. Умение жертвовать собой ради любви — это инастоящий дар, данный свыше.
    35. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 к

Категория: Итоговое сочинение | Просмотров: 2363 | Добавил: Таша | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps