Главная » 2014 » Декабрь » 5 » Что говорят эксперты об итоговом сочинении по литературе
16:00
Что говорят эксперты об итоговом сочинении по литературе

Выпускники, родные и близкие выпускников, самый главный день минувшей недели – среда – уже миновал. Можно выдохнуть и спокойно разложить по полочкам пройденное испытание. Мы хотим вам немного помочь и потому побеседовали с репетиторами по литературе. Узнали, что они думают о введении итогового сочинения и какие рациональные предложения хотели бы донести до чиновников.
"Не итоговое сочинение по литературе"
Источник фото
В минувшую среду, 3 декабря, выпускники российских школ писали итоговое сочинение по литературе. «Зачёт» по нему станет пропуском к единому государственному экзамену. О последствиях «незачёта» говорить пока преждевременно. Во-первых, у школьников есть возможность пересдать. А, во-вторых, сочинение – нововведение этого года. Ещё не известны результаты, ещё не с чем сравнивать, и кто знает, – вдруг по итогам правила возьмут, да и изменят.
 
Справедливости ради отмечу: сочинение – не такое уж и новшество. Пять лет назад оно было таким же обязательным, как сейчас математика и русский язык. Решили поэкспериментировать: авторское задание заменили типовыми тестовыми заданиями. Теперь вот эксперимент признали неэффективным, и оригинальность реинкарнировали. Наверняка совсем скоро рунет пополнится свеженькими ученическими перлами. Как думаете, каких будет больше – курьёзных или по-настоящему глубокомысленных? Гадать не берусь. Лучше поделюсь с вами интереснейшими рассуждениями репетиторов по литературе из нашей Ассоциации Евгении Савиной* и Андрея Ранчина**.
Сколько стоят свои и чужие мысли
 
Предэкзаменационное настроение большинства учеников и их родителей можно описать одним словом – неуверенность. Выпускники сомневались в собственных творческих способностях, мамы и папы готовы были купить темы сочинений или уже готовые работы. Не терялись только мошенники, соревнуясь между собой в красноречии. За несколько дней до написания сочинения в интернете появилось множество объявлений, предлагавших приобрести якобы актуальные темы. Например, на странице этой группы «В контакте»:
Обратили внимание на количество участников? Для наглядности давайте посчитаем: в  группе 21 948 подписчиков. Предположим, половина их них – одиннадцатиклассники. 21 948 : 2 = 10 974 человек. И все они купили по комплекту тем итогового сочинения за триста рублей. 10 974 х 300 = 3 292 200 рублей. Впечатляет, да? Более трёх миллионов за кота в мешке. Только лишь за название сочинений. А если добавить ещё энную сумму за готовые псевдонастоящие работы. Почему выпускники готовы платить за чужие мысли?
Евгения Савина: «Современные школьники мало читают. Не всегда потому, что нет желания. Из-за большой загруженности времени на книгу попросту не остаётся. Учёба в школе, домашние задания дома, занятия с репетиторами, подготовка к ЕГЭ, дополнительные кружки и секции – ну как при таком графике выкроить хотя бы часик свободный. А ведь считается: на благо эрудиции нужно читать 50-60 страниц текста в день. Не пробежать по диагонали, не зазубрить, а именно вчитаться, вникнуть в смысл».
Ничуть не лучше со временем и у педагогов.
Андрей Ранчин: «Бюрократические проволочки отнимают у учителей массу полезного времени. Отчёты, бланки, формуляры – их бесконечный поток, и уже ни сил, ни времени не остаётся на то, чтобы преподнести материал должным образом».
В 11 классе и вовсе большинство уроков превращаются в репетиции к ЕГЭ. Причём технические репетиции: как заполнить бланк, какие данные указать, как можно исправить допущенную ошибку и прочие формальности. Литературу, а её и без того мизерное количество часов, жертвуют в пользу русского языка. Ну, то есть, в пользу подготовки русского к ЕГЭ.

Нужно ли в таком случае сочинение всероссийского масштаба?
Андрей Ранчин: «Нужно, вот только, по-хорошему, ввели его хотя бы в марте-апреле, а ещё лучше – года через два. В нынешнем своём виде экзамен сыроват. Во-первых, на мой взгляд, для оценки сочинения недостаточно «зачёта» и «незачёта», нужна балльная система. Во-вторых, при утверждении тем неплохо было бы ориентироваться на культуру и историю различных регионов и республик, входящих в состав России. В-третьих, нужно для начала научить школьников думать. Не проблема «подтянуть» их перед сдачей тестовых заданий, но вот мыслить не вариантами готовых ответов, а используя собственные интеллектуальные ресурсы, – нет, в таком случае недостаточно нескольких занятий с репетитором. Литературе, глубокой серьёзной, которая развивает мышление, нужно учить с детства. И, в четвёртых, целесообразно дифференцировать темы сочинений. Какие-то более подойдут будущим гуманитариям, какие-то – выпускникам, планирующим поступать на технические специальности. Но, надеюсь, никому не придёт в голову вовсе отменить сочинение для «технарей». Ведь, как признавался Альберт Эйнштейн: «Чтение романов Достоевского, их парадоксальность, необычный взгляд на мир персонажей произведений дало ему куда больше для создания теории относительности, чем научные труды коллег-физиков»».
Евгения Савина: «Сочинение, безусловно, необходимо, но, по моему мнению, недостаточно тем для выбора. Пусть их будет, не пять, а пятнадцать. И озвучивать темы нужно не за 15 минут до начала экзаменационного испытания, а за полтора – два месяца. Тогда будет возможность подготовиться даже тем ученикам, кто не очень расположен к литературе. Вообще, знаете, даже любопытно провести эксперимент: попросить опытных филологов, журналистов, известных авторов написать материал, тему которого раскрыть за несколько минут до старта. Смею предположить, что у многих конечный результат получился бы не настолько хорош, как имей они время подумать, сосредоточиться. За себя могу сказать точно, я бы справилась не на сто процентов своих возможностей.  
Это я пофантазировала, а подростки испытывают такой психологический стресс в реальности. Плюс сама обстановка в целом – казённые стены, видеонаблюдение, строжайший протокол – никак не способствуют раскрепощению».
 
Клиповое мышление и роман Толстого с картинками
 
Вы слышали о клиповом мышлении? Очень хорошо о нём рассказано в статье «Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться».  Вот небольшой отрывок: «Бездумные клики по ссылкам в сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание фрагментальным.

Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают проблему. Телевидение преподносит новости, которые никак друг с другом не связаны. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Педагоги во всём мире бью тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них – сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, не могут освоить произведения классической литературы. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания».
Возможно, именно такое издание нетленной классики станет популярнее всего. Источник фото
Узнаёте своих детей в описании? Нет, конечно, есть и положительные стороны клипового мышления. Именно этот отрывок взят лишь в качестве ответа на вопрос: «Почему современная молодёжь так мало читает?». Представьте роман Достоевского или Толстого под редакцией юного журналиста N: стиль запанибратский, главы коротенькие – не более 700 символов и море красочных иллюстраций. Серьёзная вдумчивая литература такой не бывает, скажете вы. Да, не бывает, но большой объём текста без картинок – это скучно и непонятно многим молодым людям.

Повторюсь, клиповое мышление – не однозначно плохо. И привить любовь к литературе с таким сознанием совсем не из серии «миссия невыполнима». Выполнима, только способы, эффективные в наше дворовое детство, не применимы к «сетевому» поколению. Срок действия тех способов закончился.

Но, чтобы, по законам жанра, завершить материал на оптимистичной ноте – уже разработаны новые методы. И с некоторыми из них, в высшей степени оригинальными, поделились и Евгения Савина, и Андрей Ранчин. Мы обязательно опубликуем советы репетиторов отдельной статьёй в одном из ближайших выпусков. Сказать по правде, советы «Как привить любовь к чтению» вас мало привлекут. Они захватят вас с головой!  

Спасибо за помощь при написании материала нашим замечательным педагогам, интереснейшим собеседникам, интеллектуалам и просто душевным людям.

* Евгения Евгеньевна Савина, кандидат экономических наук, преподаватель в МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, РУДН. Репетитор по: английскому, русскому языкам, русскому как иностранному, обществознанию, истории, литературе, экономике и предметам начальной школы.
 
** Андрей Михайлович Ранчин, доктор филологических наук, профессор, эксперт заданий ГИА и ЕГЭ по литературе, автор более 550 работ по истории древнерусской литературы и русской литературы XVIII – XX веков, лауреат множества литературных премий, преподаватель в МГУ им. М.В. Ломоносова и МИГСУ. Репетитор по русскому языку и литературе.

Ассоциация репетиторов <write@repetit.ru>

 
Категория: Итоговое сочинение | Просмотров: 956 | Добавил: Таша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps