Главная » 2015 » Март » 14 » Тяжело в учении, легко в бою: сочинение глазами профессионала
19:59
Тяжело в учении, легко в бою: сочинение глазами профессионала

Раздел «С» на ЕГЭ по русскому языку вызывает у старшеклассников смешанные чувства: с одной стороны, он дает возможность получить максимальное количество баллов. А с другой – требует не только знаний, но и общей эрудиции и умения аргументированно выражать свои мысли. Многие выпускники заранее готовы сдаться и написать несколько предложений просто «для галочки». Как правильно подготовиться к сочинению на ЕГЭ, порталу «Российское образование» рассказали педагоги.

Сочинение на ЕГЭ принято считать экспромтом, но, как известно, любой качественный экспромт должен быть тщательно отрепетирован.

Прежде всего, специалисты рекомендуют подумать над структурой текста.

Часть первая – введение. «На этом этапе можно использовать рассуждение о теме, ряд риторических вопросов, информацию об авторе – но только ту, которая связана с его отношением к проблеме, – рассказывает репетитор по русскому языку и литературе, специализирующийся на вопросах психофизиологической и фактической подготовки к ЕГЭ и ГИА Вера Кочнева. – Хорошо выглядит введение, в котором используются афоризм (обязательно с указанием автора) или пословица, которые надо цитировать наизусть».

Во второй части лучше обозначить проблему – то есть основной вопрос или круг вопросов, которые рассматриваются в тексте. Есть несколько способов сформулировать проблему: в виде вопроса или в виде части сложного предложения. Как отмечает Вера Кочнева, выигрышным ходом будет указание материала, на основе которого поставлена проблема в тексте.

Например: «Применяя цитирование и ряд изобразительно-выразительных средств, обращаясь к историям жизни и творчества известных писателей, автор ставит проблему понимания эрудированности в современном обществе». Или: «Рассказывая историю учительницы, вынужденной расстаться с любимой работой и покинуть страну, автор ставит проблему судьбы неординарных личностей при советской власти».

Педагог одной из школ Санкт-Петербурга Марина Давыдова напоминает, что правильная постановка проблемы в сочинении очень важна, по ее словам, это центральная часть сочинения, демонстрирующая уровень понимания текста.

Специалисты советуют разделить этот раздел сочинения на два абзаца: в одном будет объясняться интерес автора к проблеме – почему он обратил на нее особое внимание, какова его позиция, что именно он думает по этому вопросу и тут уместны будут цитаты. А в следующем абзаце правильнее всего рассказать об актуальности этой проблемы в наши дни.

Следующая часть сочинения – авторская позиция и средства ее выражения. Важно не только сформулировать проблему и обосновать свой ответ, но и продемонстрировать умение работать с текстом. Необязательно давать масштабные цитаты, основную информацию можно передать своими словами.

Вера Кочнева предлагает использовать схему: «что использовал – для чего использовал – какую мысль при этом выразил».

Например: «Используя ряды однородных членов предложения для перечисления и противопоставления шума природного происхождения и шума, создаваемого человеком, философ показывает, что во втором случае шум разрушает творческое состояние, наносит вред здоровью и духовному миру человека». Или: «Автор полагает, что эрудиция отличается от простого накопления знаний наличием духовной составляющей. Обосновать справедливость этой мысли ему помогает использование фразеологизмов «отпускаю вожжи», «улов богаче», а также развернутой метафоры и сравнения. Все эти средства подчеркивают трепетное отношение рассказчика к поиску информации».

Не лишне будет использовать и формулировки, которые позволяют выразить автору сочинения его отношение к проблеме, поставленной в тексте:

«…трудно спорить с автором относительно того, что…»

«…точка зрения автора, безусловно, справедлива…»

«…действительно…»

«…разделяя эту точку зрения, следует сказать, что…».

Следующая часть сочинения – тезис (собственное мнение) и аргументы в его защиту. Марина Давыдова советует использовать как минимум два аргумента, а в качестве иллюстраций к ним отдавать предпочтение конкретным примерам из литературы, а не случаям из жизни.

Завершает сочинение вывод, резюме, в котором еще раз формулируется тема и проблема текста. В качестве заключительной фразы можно использовать цитаты, афоризмы, пословицы или риторические обращения.

Важным этапом работы на экзамене станет, конечно, проверка: перечитайте текст несколько раз, сверьтесь с таблицей, убедитесь в наличии связок и всех пунктов, подсчитайте количество слов и устраните речевые повторы.

Хорошо работает в этом случае метод грамматического комментирования: выделяйте основы предложений, задавайте вопросы от главных слов к зависимым – сначала от подлежащего, потом от сказуемого. Делайте акцент на окончания, чтобы исключить ошибки в согласовании слов. Объясните для себя расстановку знаков препинания, проверьте орфограммы.

Обратите внимание на то, что предугадать, какой именно текст и какая проблема встретятся на экзамене, невозможно, поэтому постарайтесь заранее подготовить цитаты для аргументации на разные темы: отрывки из классических произведений, афоризмы, пословицы и крылатые выражения. Педагоги советуют иметь в запасе как минимум несколько десятков таких фраз.

И, конечно, нелишне будет вспомнить про то, что экзамену предшествует серьезная подготовка, и опыт написания планов и пробных сочинений существенно облегчит вашу жизнь на ЕГЭ.Источник

Категория: ЕГЭ,ГИА | Просмотров: 714 | Добавил: Таша | Теги: сочинение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
More info
Image gallery
contact
Phone: +7 495 287-42-34 Email: info@ucoz.com
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915
Location in google Maps